МОАУ "СОШ №34"
г. Оренбург
  • Логопед

    Учитель-логопед школы Сухарева Ольга Николаевна

    Должность: учитель – логопед.

    Образование: 1996 г. - ОГПИ.
    Квалификация - Учитель начальных классов.
    Специальность - «Педагогика и методика начального образования». 2019 г. – ОГПУ. 
    Проф. переподготовка: Логопедическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Самарский государственный педагогический университет, 1995г.

    Специальность:  «Логопедия».

    Стаж педагогической работы: 19 лет.

    Сухарева Ольга Николаевна.
    Учитель-логопед

    Организация работы учителя-логопеда

    В чём же заключается основная работа учителя - логопеда в школе?
    - Проводить диагностические обследования речевого развития детей.
    - Своевременно выявлять обучающихся с речевой патологией.
    - Проводить коррекционно – развивающие занятия с учениками (индивидуальные и групповые) испытывающих трудности в процессе обучения.
    - Организовывать работу по предупреждению дисграфии.
    - Проводить просветительскую работу по вопросам логопедии среди учителей, родителей.
    - Организовывать консультирование (детей, родителей, педагогов).

    В первую очередь на коррекционно-развивающие занятия учитель-логопед зачисляет учеников, у которых недостатки речи препятствуют успешному усвоению школьной программы. Выявление детей с речевыми нарушениями для зачисления на логопедические занятия проводится в начале учебного года (с 1 по 15 сентября) и в конце (с 15 по 30 мая). В феврале проводится диагностика письменной речи учащихся первых классов, для выявления детей, нуждающихся в занятиях по предупреждению дисграфии. Приём обучающихся на коррекционно-развивающие занятия проводится в течение всего учебного года по мере освобождения мест.

    Основные направления логопедического воздействия:
    - коррекция звукопроизношения;
    - развитие мелкой и артикуляционной моторики;
    - развитие фонематического слуха, восприятия и представлений;
    - развитие навыков звуко-буквенного и звуко-слогового анализа и синтеза слов;
    -  формирование лексико-грамматического строя речи;
    - совершенствование связной речи;
    - исправление недостатков письма и чтения.

    На логопедических занятиях учитываются психологические особенности детей младшего школьного возраста, уроки строятся так, чтобы воспитывать у детей положительное отношение к коррекционным занятиям. Используются различные виды заданий, в частности, эмоциональный речевой материал и игровые приемы, которые отвечают потребностям младших школьников и создают благоприятные условия для преодоления нарушений письма.

    Занятия с детьми, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы общеобразовательного учреждения. Коррекционная работа осуществляется в форме групповых и индивидуальных занятиях.

    Продолжительность группового занятия 40 минут, индивидуального – 20 минут. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи обучающегося (3-6 человек). Предельная наполняемость логопедического пункта городского общеобразовательного учреждения не более 25 человек.

    Часы работы: понедельник, четверг  с 10.00 до 14.00 ч, вторник, среда, пятница с 11.00 до 15.00 ч.

    Консультации: понедельник, четверг  с 10.00 до 11.00 ч.

    «ЛЯГУШКИ УЛЫБАЮТСЯ» «УЛЫБКА» («ЗАБОРЧИК»)

    Цель. Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
    Описание. Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
    Обратите внимание!
    1. Следите, чтобы при улыбке ребёнок не подворачивал внутрь верхнюю или нижнюю губу.
    2. Если ребёнок не показывает нижние зубы,
    нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Это упражнение проводим так: кладём палец на нижнюю губу, опускаем и поднимаем её. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.
    3. Если у ребёнка возникают затруднения, надо вместе с ним пропеть звук «и»: «и-и-и» — и губы растянутся в улыбке.

    «СЛОН» «ХОБОТОК», «ТРУБОЧКА»

    Цель. Вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность.
    Описание. Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
    Обратите внимание!
    1. Следите, чтобы при выполнении упражнения не открывался рот. Зубы почти сомкнуты.
    2. Если ребёнок не может вытянуть губы вперёд, предложите ему дотянуться губами до конфеты и взять её губами. Можно предложить игру «Кто сильнее?», когда ребёнок удерживает губами бинтик или чистый платочек (свернуть конусом), а вы пытаетесь вытянуть его.
    3. Можно вместе с ребёнком пропеть звук «у»: «у-у-у» — и губы примут положение трубочки.

    Далее добавляем чередование «Лягушка - слон». Следить, чтобы зубы были сомкнуты и не открывались по время упражнения «Слон».


    АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
    Для свистящих звуков \с, з, ц\
    Загнать мяч в ворота
    Цель. Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.
    1. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе
    перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.
    2. Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать паль-
    цами.
    3. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была
    прерывистой.
    Наказать непослушный язык
    Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким.
    1. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая
    его губами, произносить звуки пя-пя-пя... Удерживать широкий язык в спокойном
    положении при открытом рте под счет от одного до пяти — десяти.
    2. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
    3. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
    4. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы
    ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать
    выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение
    правильно, она будет отклоняться.
    Сделать язык широким - «Лопаточка»
    Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
    1. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю
    губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти — десяти.
    2. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. Следить, чтобы
    не подворачивалась нижняя губа.
    3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые
    края языка должны касаться углов рта.
    4. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать
    непослушный язык».
    Веселый стишок: Язык лопаткой положи и под счет его держи.
    1-2-3-4-5, Язык должен отдыхать.
    Кто дальше загонит мяч?
    Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую
    посередине языка.
    1. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы
    произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
    2. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
    3. Нельзя надувать щеки.
    4. Следить, чтобы дети произносили звук ф, а не звук х, т. е. чтобы воздушная струя
    была узкая, а не рассеянная.
    Почистим зубы
    Цель. Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.
    1. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние
    зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
    2. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.
    3. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а
    не скользил по верхнему краю зубов. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы
    кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.
    Веселый стишок: Чистим зубы, чистим зубы: за зубами, там, внутри –
    Не болели чтоб они.
    АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
    Для шипящих звуков \ш, ж, ч, щ\
    «Чашечка»
    Цель. Отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.
    1. Слегка приоткрыть рот, высунуть широкий язык, приподнять боковые края языка,
    придать языку положение, близкое к форме чашечки.
    2. Удерживать язык под счет до 10. Следить, чтобы края чашечки были симметричны,
    боковые края языка должны касаться углов рта.
    «Вкусное варенье»
    Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка,
    близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука Ш.
    1. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу,
    делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
    2. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсажива-
    ла» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем).
    Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
    3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать
    непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно чайной ложечкой
    поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.
    Грибок
    Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).
    1. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей
    плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку
    грибка, а растянутая подъязычная связка — его ножку.)
    2. Следить, чтобы губы были в положении улыбки. Боковые края языка должны быть
    прижаты одинаково плотно — ни одна половина не должна опускаться.
    3. При повторении упражнения надо открывать рот шире.
    Гармошка
    Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
    1. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать
    и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная
    уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо
    стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем
    положении.
    2. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны. Открывать и закрывать
    рот, удерживая его в каждом положении под счет от трех до десяти.
    3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.
    Фокус
    Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и
    направлять воздушную струю посередине языка.
    1. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю
    губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и
    сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине
    языка, тогда ватка полетит вверх.
    2. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. Боковые края языка должны
    быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет
    воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.
    3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
    АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
    (для звука л)
    Чередование «Слон- Лягушка»
    Цель. Развиваем подвижность губ, необходимую для произнесения слога ЛУ.
    1. Чередовать упражнения «слон – лягушка», т.е. сначала растянуть губы в улыбку, а
    затем вытянуть их в трубочку.
    2. Выполнять упражнение под счет до 10.
    Сделать язык узким – «Иголочка»
    Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в напряженном состоянии.
    1. Приоткрыть рот. Высунуть язык далеко вперед, напрячь его и сделать узким. Удержи-
    вать его в таком положении под счет от одного до пяти — десяти.
    2. «Змейка» - узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать в глубь рта. Двигать
    языком в медленном темпе 15 раз.
    3. «Змейка стучит в дверки» - узкий язык дотрагивается до верхних зубов.
    Качели
    Цель. Вырабатывать уменье быстро менять положение языка, необходимое для соединения
    звука л с гласными а, ы, о, у.
    1. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы
    (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под cчет от одного до пяти.
    Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и
    удерживать под счет от одного до пяти. Так, поочередно менять положение языка 4-6
    раз.
    2. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвиж-
    ными.
    Чьи зубы чище?
    Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.
    1. Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны,
    делая движения языком из стороны в сторону.
    2. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не вы-
    совывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.
    3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
    Пароход гудит
    Цель. Вырабатывать подъем спинки языка вверх.
    1. Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).
    2. Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спичка была
    поднята к нёбу.
    3. То же упражнение выполняется, зажав между зубами кончик языка, контролируя
    утрированную улыбку.
    Пощелкать кончиком языка. «Лошадка»
    Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
    1. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка (как
    лошадка цокает копытами).
    2. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.
    3. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. Кончик языка не должен
    загибаться внутрь.
    4. Кончик языка упирается в нёбо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.
    5. Беззвучно пощелкивать кончиком языка (лошадка бежит по песочку)
    АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
    (для звука р)
    Чьи зубы чище?
    Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.
    1. Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны,
    делая движения языком из стороны в сторону.
    2. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не вы-
    совывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.
    3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
    Маляр
    Цель. Отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.
    1. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» копчиком языка твердое нёбо, делая
    движения языком вперед-назад.
    2. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка до-
    ходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не
    высовывался изо рта.
    Грибок
    Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).
    1. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей
    плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку
    грибка, а растянутая подъязычная связка — его ножку.)
    2. Следить, чтобы губы были в положении улыбки. Боковые края языка должны быть
    прижаты одинаково плотно — ни одна половина не должна опускаться.
    3. При повторении упражнения надо открывать рот шире.
    Гармошка
    Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
    1. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать
    и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная
    уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо
    стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем
    положении.
    2. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны. Открывать и закрывать
    рот, удерживая его в каждом положении под счет от трех до десяти.
    3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.
    Пощелкать кончиком языка. «Лошадка»
    Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
    1. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка (как
    лошадка цокает копытами).
    2. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.
    3. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. Кончик языка не должен
    загибаться внутрь.
    4. Кончик языка упирается в нёбо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.
    5. Беззвучно пощелкивать кончиком языка (лошадка бежит по песочку)
    Барабанщик. (Дятел стучит по дереву)
    Цель. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать
    кончик языка напряженным.
    Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и
    отчетливо произнося звук д: д-д-д. Сначала звук д произносить медленно. Постепенно
    убыстрять темп. Следить, чтобы звук д носил характер четкого удара — не был
    хлюпающим. Звук д нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная
    струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении
    упражнения она будет отклоняться.
    АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
    (основной опорный комплекс)
    «Слон»
    Цель. Развиваем подвижность губ.
    1. Вытянуть губы вперед трубочкой (как хобот у слоненка). Положение губ близко к
    произнесению звука У – беззвучно, между губами должна быть круглая щель.
    Удерживать губы под счет до 10.
    2. Подуть в «хоботок». Веселый стишок.
    Подражаю я слону – губы хоботком тяну
    И на трубочку похоже, подудеть в нее мы можем
    «Лягушки улыбаются»
    Цель. Развиваем подвижность губ.
    1. Улыбнуться так, чтобы верхние и нижние зубы были видны. Удерживать улыбку
    под счет до 10.
    2. Следить, чтобы уголки рта были симметричны. Если у ребенка не получается, можно
    осторожно растянуть уголки рта пальцами.
    Веселый стишок. Тянуть губы точно к ушкам очень нравится лягушкам.
    Улыбаются, смеются, а глаза у них – как блюдца.
    Чередование «Слон- Лягушка»
    Цель. Развиваем подвижность губ.
    1. Чередовать упражнения «слон – лягушка», т.е. сначала растянуть губы в улыбку, а
    затем вытянуть их в трубочку. Выполнять упражнение под счет до 10.
    Наказать непослушный язык
    Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким.
    1. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая
    его губами, произносить звуки пя-пя-пя... Удерживать широкий язык в спокойном
    положении при открытом рте под счет от одного до пяти — десяти.
    2. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
    3. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
    4. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы
    ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать
    выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение
    правильно, она будет отклоняться.
    Сделать язык широким - «Лопаточка»
    Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
    1. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю
    губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти — десяти.
    2. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. Следить, чтобы
    не подворачивалась нижняя губа.
    3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые
    края языка должны касаться углов рта.
    4. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать
    непослушный язык».
    Веселый стишок: Язык лопаткой положи и под счет его держи.
    1-2-3-4-5, Язык должен отдыхать.
    Сделать язык узким – «Иголочка»
    Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в напряженном состоянии.
    1. Приоткрыть рот. Высунуть язык далеко вперед, напрячь его и сделать узким. Удержи-
    вать его в таком положении под счет от одного до пяти — десяти.
    2. «Змейка» - узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать в глубь рта. Двигать
    языком в медленном темпе 15 раз.
    3. «Змейка стучит в дверки» - узкий язык дотрагивается до верхних зубов.


    Какие бывают нарушения речи у первоклассников
    Уважаемые родители!
    Возможно, уже сейчас Вы задумываетесь о том, какие трудности могут
    подстерегать Вас и Ваших детей на пути к качественному образованию.
    Пытаетесь определить реальные возможности вашего ребёнка. Обращаетесь
    за консультацией к специалистам: психологу или учителю-логопеду.
    Во многих образовательных учреждениях (школах) создана
    комплексная служба по оказанию логопедической и психолого-социальной
    помощи детям.
    Практика показывает, что у 35% современных дошкольников
    наблюдаются задержки или нарушения речевого развития. К ним относятся
    следующие логопедические заключения:
    Фонетическое недоразвитие (ФН) – нарушение произношения
    звуков. В этом случае страдает только звукопроизношение, другие стороны
    речи сохранны. В этом случае Вашему ребенку необходимы занятия с
    учителем-логопедом по постановке правильного звука и автоматизации его в
    речи. Рекомендуется посещать занятия в режиме не менее двух раз в неделю
    с выполнением рекомендаций специалиста дома.
    Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) – страдает вся
    звуковая сторона речи: нарушение произношения, трудности различения
    звуков, звукового анализа и синтеза. В этом случае Вашему ребенку
    необходимы занятия с учителем-логопедом по постановке правильного звука
    и автоматизации его в речи, а также развитию фонематических процессов.
    Рекомендуется посещать занятия в режиме не менее двух раз в неделю с
    выполнением рекомендаций специалиста дома.
    Общее недоразвитие речи (ОНР) – это более сложное системное
    нарушение речевого развития, которое включает: нарушения произношения,
    недоразвитие фонематических процессов (ребенок не может определить
    последовательность звуков в слове, путает некоторые звуки, заменяет или
    переставляет их в слогах и словах) и недостатки и нарушения лексико-
    грамматической стороны речи (словарный запас ребенка ограничен, он
    неправильно согласует слова в речи, затрудняется в выражении своих
    мыслей, не справляется с пересказом). В этом случае Вашему ребенку
    необходимы занятия с учителем-логопедом по развитию всех компонентов
    речи. Рекомендуется посещать занятия в режиме не менее трех раз в неделю
    с обязательным выполнением рекомендаций специалиста дома.
    Родителям важно знать, что нарушения и недостатки устной речи
    могут повлиять на формирование письменной речи, затруднять процесс
    обучения чтению и письму у ребенка и проявляться в специфических
    ошибках. Следовательно, необходима ранняя своевременной коррекция
    устной речи, профилактическая работа в первом классе.


    Рекомендации логопеда для родителей
    Развитие фонематических процессов и коррекция нарушений
    звукопроизношения
    1. К моменту поступления в школу ребенок должен правильно произносить
    все звуки речи родного языка и не путать их между собой в речевом потоке.
    Перед школой необходимо проконсультироваться с логопедом.
    2. Если ваш ребенок говорит, по вашему мнению, абсолютно «чисто», не
    помешает, все-таки, обратиться к логопеду и проверить так ли это на самом деле.
    3. Работу по устранению дефектов звукопроизношения должен проводить
    только специалист. Самостоятельное вмешательство родителей в процесс
    коррекции звукопроизношения может привести к отрицательному результату.
    4. Обратите внимание на сформированность слоговой структуры речи у
    вашего ребенка. К шести годам ребенок безошибочно, не переставляя и
    пропуская слоги, должен произносить слова типа: милиционер, экскаватор,
    велосипедист и т.д.
    5. Формируйте у ребенка способность к различению на слух всех звуков
    речи, - это поможет в дальнейшем избежать трудностей в овладении письменной
    речью.
    6. Развитию фонематических процессов помогут упражнения, которые
    можно выполнять не только дома, но и по дороге в детский сад, на прогулке, в
    магазине и т.д. :
    Произнесите ряд слов и попросите ребенка хлопнуть в ладоши (поднять
    руку), когда услышит заданный звук. Например: «Хлопни в ладоши, когда
    услышишь в слове звук [Р]». Так можно «играть» с любым звуком речи.
    Попросите вспомнить и назвать предметы, окружающие ребенка (на улице,
    в комнате, магазине, детском саду), начинающиеся на звук [Ш] (или любой
    другой звук).
    Предложите самостоятельно придумать 5-7 слов, начинающихся на
    заданный звук.
    Попросите вспомнить и назвать учебные принадлежности (продукты из
    магазина, домашних или диких животных и т.д.), в названиях которых
    «спрятался» звук [С] (или любой другой).
    Произносите ряд слов и попросите ребенка хлопнуть в ладоши (поднять
    руку) когда услышит мягкий согласный звук в начале слова (Например: лента,
    лапка, моль, мир, мяч, лужа, ремонт, рама , кошка, кедр, санки, сено, и т.д.); в
    конце слова (моль, укол, якорь, забор, огонь, вагон и т.д.); в середине слова
    (малина, коляска, корабль, вареный, косилка, косынка).
    Предложите ребенку самостоятельно придумать слова, начинающиеся: на
    мягкие и твердые согласные звуки; звонкие и глухие согласные.
    К моменту поступления в школу у ребенка должны быть сформированы
    процессы языкового анализа и синтеза, которые являются важной операцией при
    последующем обучении ребенка.
    Развитию навыков языкового анализа и синтеза помогут следующие
    задания, выполнение которых не требует специальных условий и могут
    происходить, например, на прогулке:
    1. Сосчитай, сколько слов в предложениях: «Мама моет посуду.», «Петя
    пьет вкусный сок.», «Папа едет на работу.». Назови первое и последнее слово в
    предложении.
    2. Самостоятельно придумай предложение, в котором будет два, три слова
    и т.д.
    3. Придумай предложение с маленьким словом «на» (так можно
    придумывать с любым предлогом), например: «Ваза стоит на столе.»
    4. Придумай предложение с первым словом "веселый" (или любым
    другим), постепенно добавляя слова связанные между собой по смыслу.
    Например: «Веселый...», «Веселый кот...», «Веселый кот прыгнул...», «Веселый
    кот прыгнул на ...», «Веселый кот прыгнул на диван.».
    5. Составь как можно больше слов, используя буквы заданного слова.
    Например: метрополитен, велосипедист, экскаватор и др. Можно использовать
    любые длинные слова.


    Речевая готовность к школе
    Проверьте своего ребенка
    1) Правильность произношения звуков и умение различать звуки речи
    на слух.
    Дети должны уметь четко произносить все звуки речи, владеть
    интонацией, регулировать громкость и темп речи, правильно ставить
    ударение в слове. Речь ребёнка, поступающего в первый класс, должна быть
    чистой, связной и выразительной.
    2) В словарном запасе ребёнка семи лет должны присутствовать все
    основные части речи, обобщающие слова (одежда, посуда, обувь, фрукты,
    овощи, транспорт и другие).
    - Ребёнок должен знать название предметов, относящихся к различным
    группам, например: известные ему цветы, деревья, виды транспорта и т.д.
    - Уметь определять название предмета по его признакам, например:
    кислый, жёлтый (лимон), зелёный, полосатый, круглый, сладкий (арбуз) и
    т.д.
    - Уметь подбирать слова-признаки к различным предметам, например:
    ветер холодный, погода ясная, небо безоблачное, снег белоснежный,
    холодный, пушистый и т.д.
    - Уметь подбирать действия к предмету, например: птица (что делает?)
    летает, уж ползёт, собака лает и т.д.
    - Уметь подбирать предметы к действию: скажи, кто лает, стрекочет,
    щебечет, что наступает, замерзает и т.д.
    - Ребёнок должен знать, чем занимаются люди не только известных
    профессий, таких как учитель, повар, врач, но и сталевар, геолог, столяр,
    инженер и т.д.
    - Подбирать слова близкие по значению: храбрый-смелый, хороший-
    приятный, холод-мороз, стужа, хвалить-одобрять, расхваливать, скучать-
    тосковать и т.д.
    - Ребёнок должен знать слова противоположного значения: белый-
    чёрный, хороший-плохой, мириться-ссориться, младший-старший, можно-
    нельзя, полезный-вредный и т.д.
    - Понимать переносные значения выражений: золотое сердце, злой
    язык, голова на плечах, и т.д.
    3) Уже к четырём годам ребёнок должен овладеть системой
    словоизменения, т.е. уметь изменять слова по числам, падежам, например:
    один сад, а много сады, (гулял где?) за садом и т.д.
    Для того чтобы проверить насколько ваш ребёнок овладел
    системой словоизменения можно предложить ему следующие
    задания: много это глаза – а один ..., много это уши – а одно ..., одна
    конфета – а шесть ... и т.д.
    4) Системой словообразования ребёнок овладевает к семи годам. При
    словообразовании меняется значение слова, например: сад, садик, садовник,
    посадки, посадил, саженцы и т.д. Важно, чтобы ребёнок не только научился
    образовывать новые слова, но и активно пользовался этими словами, строил
    из них предложения.
    Чтобы проверить насколько ваш ребёнок овладел системой
    словообразования можно предложить следующие задания:
    - Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький ...,
    маленькая куколка, а большая ...,
    - Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью ..., воду
    наливают, а соль ...,
    - Назови детенышей животных: кто у медведицы? – медвежата, у
    коровы - ..., у слонихи - ..., у овцы - ... и т.д.
    - Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха (какая
    шуба?)и т.д.
    - У лисы хвост - лисий, а у зайца - ..., у собаки- ..., у кошки-... и т.д.
    - Если днём жара, то день жаркий, а если мороз - ..., ветер - ..., дождь
    -... и т.д.
    5) Важно обратить внимание на связную речь ребёнка.
    Связная речь является основным показателем эффективности развития
    речи ребёнка в семье.
    Необходимо научить ребёнка давать полный ответ на вопрос. Вызывать
    у него желание о чем-то рассказывать. Расспрашивать о важных для него
    событиях. Внимательно слушать ребёнка и направлять его сбивчивый рассказ
    путём вопросов по содержанию.
    Для формирования связной речи можно использовать следующие
    методы: описание предметов, рисунков, пересказ знакомых текстов,
    придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем,
    поздравлений.


    Говорите с детьми. Советы логопеда родителям.
    Если ребенок в 2-2,5 года совсем не говорит или говорит мало слов, это
    обычно вызывает тревогу родителей.
    Причины отставания в речевом развитии могут быть самыми
    разнообразными – как биологическими (проблемы в развитии слухового,
    зрительного и тактильного восприятия; наследственный тип позднего
    развития речи; болезненность ребенка), так и социальными. Нередко
    поведение родителей и их отношение к ребенку создает предпосылки к
    отставанию в речи у детей.
    Почему дети не говорят? К примеру, гиперопека малыша может
    привести к тому, что речевая функция ребенка останется невостребованной.
    ведь если окружающие понимают ребенка без слов и предупреждают все его
    желания, зачем ему выражать свои потребности при помощи речи? Также
    речь у детей может развиваться медленнее, если родители постоянно
    сопровождают свои обращения к ребенку жестами и действиями. В этом
    случае малыш привыкает реагировать не на слова, а на жесты.
    Что интересно – если ребенок часто находится в избыточной
    информационной среде, это вовсе не помогает ему начать быстрее говорить.
    То есть если у вас постоянно включен телевизор или радио, или рядом с
    малышом много болтающих между собой взрослых. Все это создает
    "шумовую завесу", и ребенок привыкает не вслушиваться в речь и не
    придавать значения слову. В таких случаях ребенок может произносить
    длинные бессмысленные псевдофразы, имитируя полноценную речь, а
    развитие истинной речи будет задерживаться. Поэтому полезнее говорить с
    детьми, а не при детях.
    Как правило, в семьях, где у родителей нет ни времени, ни желания
    общаться с детьми, речевое развитие последних также задерживается.
    Как родители могут помочь?
    Важно, чтобы и родители, а не только педагоги детских центров и
    логопеды, занимались развитием речи малыша. Самое основное для
    улучшения речи – это развитие мелкой моторики, улучшение работы органов
    артикуляционного аппарата. Делайте с вашим малышом каждый день
    артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, играйте в
    дидактические игры или делайте самомассаж (рук, лица). При самомассаже
    можно использовать разные тренажеры, такие как мячик "ежик", каучуковый
    мячик, массажное кольцо Су Джок а также авторские логопедические зонды.
    Вот 7 несложных советов, как можно помочь ребенку в развитии речи.
    1. Стимулируйте любые проявления активности ребенка, радуйтесь
    каждому произнесенному звуку.
    2. Используйте различные дидактические игры (составление целого из
    частей – разрезные картинки, пазлы, игрушки-собирайки, кубики с
    картинками, игрушки-вкладыши).
    3. Играйте с пальчиками, ведь на руках находится множество нервных
    окончаний, стимулируя которые, мы активизируем речевую моторную зону в
    коре головного мозга. Детям очень нравятся такие забавы: "Это пальчик -
    бабушка, этот пальчик - дедушка, этот пальчик папочка, этот пальчик -
    мамочка, этот пальчик я - вот и вся моя семья!" (Возьмите руку малыша в
    свою и производите различные движения под фразы из потешки.)
    4. Читайте, рассказывайте наизусть, пойте. К вашим услугам потешки,
    колыбельные, считалочки, детские стишки и проза. Возьмите на заметку
    произведения всеми любимых детских авторов: А. Барто, К. Чуковского, С.
    Маршака, С. Михалкова.
    5. Показывайте, рассказывайте, фантазируйте, комментируйте в
    деталях все, что хотите: чем занимается папа на работе, во что играют дети
    на площадках, какие заботы у птицы за окном и у людей на улицах, в
    магазинах и транспорте.
    6. Изучите с ребенком голоса животных, их места обитания; узнайте,
    чем они питаются.
    7. Разучите с малышом известные стишки про "Сороку-ворону",
    "Мальчика-пальчика, который с этим братцем в лес ходил, с этим братцем
    щи варил, с этим братцем кашу ел, а с этим братцем песни пел", "Ладушки-
    оладушки: мы печем оладушки. Получилось ровно пять: один маме надо
    дать, два коту с усами, два съедим мы сами!".
    Родителям следует помнить, что если речевое развитие ребенка
    значительно задерживается, и в течение беременности, родов или в период
    раннего развития отмечались некоторые отклонения, не стоит затягивать с
    обращением к специалистам. Нужно вовремя провести необходимые
    исследования, определить причины задержи речевого развития и оказать
    ребенку помощь. Самый активный период в развитии речи выпадает на
    первые три года жизни ребенка. Часто в более поздние сроки наверстать
    упущенное в полной мере уже не удается.


    «Тест на развитие способности овладения навыками письма»
    Научить ребенка красиво и правильно писать непростая задача. Задолго
    до школы родителям необходимо заинтересоваться развитием и тренировкой
    детской руки. Вопросы этого теста помогут Вам оценить способности
    ребенка овладевать навыками письма.
    1 Ваш ребенок хорошо ориентируется, где лево, а где право?
    А. всегда;
    Б. от случая к случаю;
    В. никак не может запомнить.
    2 Как ваш ребенок относится к предложению порисовать?
    А. с неохотой, но приступив, увлечется;
    Б. с огромным удовольствием;
    В. с заявлением: «У меня не получится» и категорично отказывается.
    3 Рисунки вашего ребенка отличаются:
    А. наличием дрожащих, прерывистых линий, небрежностью;
    Б. оригинальностью, некоторой размашистостью;
    В. аккуратностью и четкостью линий.
    4 При рисовании шариковой ручкой Вы замечаете, что ребенок:
    А. держит ее как взрослый;
    Б. его кисть напряжена, либо дрожит и ручка постоянно выскальзывает;
    В. держит ее непривычным образом, но рисует уверенно.
    5 Ваш ребенок копирует:
    А. буквы и предметы соответственно предложенному образцу, соблюдая
    размеры и форму;
    Б. изображая с небольшими неточностями;
    В. со множеством ошибок, либо совершенно неразборчиво.
    6 При написании букв Ваш малыш переворачивает их в обратную сторону?
    А. часто, почти всегда;
    Б. иногда;
    В. никогда, очень редко.
    7 Работая с ножницами и бумагой Ваш ребенок делает:
    А. замечательные поделки;
    Б. примитивные т очень неаккуратные поделки;
    В. самые элементарные вещи с помощью взрослых.
    8 Вы считаете, что ваш ребенок:
    А. рассеян, но старается быть аккуратным;
    Б. невнимательный и нетерпеливый, постоянно нарушает правила;
    В. внимательный, умеет работать по правилам.
    9 В подвижных играх о Вашем ребенке можно сказать так:
    А. его ловкости можно позавидовать;
    Б. у него неплохо получается;
    В. совершенно неуклюж.
    10 Придя в магазин, Ваш ребенок предпочел бы, чтобы вы купили:
    А. мозаику или конструктор;
    Б. книгу для раскрашивания;
    В. куклу, машинку.
    Подсчитайте общее количество баллов, согласно ключу.

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    А 3 2 1 3 3 1 3 2 3 2
    Б 2 3 2 1 2 2 2 1 2 3
    В 1 1 3 2 1 3 1 3 1 1



    10-15 баллов - Вашему ребенку, к сожалению, буде трудно овладеть
    письмом. Поскольку мышцы его руки не натренированы. Возможно, поэтому
    он избегает письменных работ и рисования. Пока не поздно займитесь
    развитием мелкой моторики ребенка.
    16–25 баллов – Уровень развития графических навыков и
    пространственной ориентировки Вашего ребенка достаточно неплохой.
    Однако развивающие графические умения занятия будут нелишними.
    26-30 баллов – Ваш малыш отлично подготовлен к овладению
    письмом. У него хорошая координация графических движений, уверенное
    владение карандашом. Это обеспечит ему успех при письме.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie