МОАУ "СОШ №34"
г. Оренбург
  • Социальный педагог

    Социальный педагог школы Драгайцева Анастасия Олеговна

    Уважаемые учащиеся, родители (законные представители), педагоги, по возникающим вопросам
    Вы можете обратиться:

    по телефону  43-07-34

    График работы: понедельник - пятница с 08.00 по 16.00

    Драгайцева Анастасия Олеговна.
    Учитель, соц. педагог
    Иностранный язык

    Немало можно добиться строгостью,
    многого – любовью,
    но больше всего знанием дела и справедливостью,
    невзирая на лица.

    И.Гете.

    Социальный педагог  – это тот человек в школе, который организует взаимодействие и объединяет усилия школы, семьи, общественности, для поддержки и всесторонней помощи в развитии и воспитании детей, это человек, который знает обучающихся  не по их успеваемости или совершению или не  совершению правонарушений, а с точки зрения их личности, особенностей семейного воспитания, окружения, интересов, склонностей и потребностей.

    Основная цель: не сломать и перевоспитать, а помочь предотвратить негативный путь развития личности ребёнка.

    Задачи:

    - Забота и помощь детям, испытывающим те или иные жизненные трудности (проблемы обучения, развития личности, общения и т. д.)
    - Своевременное выявление и предупреждение конфликтных ситуаций в ученической среде, негативных тенденций в развитии личности ребёнка.
    - Предупреждение семейного неблагополучия, социального сиротства, насилия в отношении детей и профилактика асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений обучающихся, пропаганда ЗОЖ.
    - Повышение педагогической и правовой культуры всех участников образовательного процесса и родителей.
    - Посредничество между личностью обучающегося, семьёй, средой, специальными социальными службами, ведомственными и административными органами.


    Функции социального педагога в школе заключается во взаимодействии с:

    - детьми «группы риска»;
    - родителями;
    - правоохранительными органами;
    - социально-незащищенными семьями учащихся;
    - педагогическим коллективом.

    Основные направления деятельности

    Исследования,  диагностика:
    - Социологические опросы родителей и обучающихся.
    - Выявление учеников «группы риска», семейного неблагополучия.
    - Изучение личности обучающихся, межличностных взаимодействий групп.
    - Помощь классным руководителям в проведении социометрии.
    - Диагностико- коррекционная работа по профилактике проблем обучения и личностного развития.
    - Изучение жилищно –бытовых условий обучающихся, состоящих на школьном контроле, под опекой, из неблагополучных семей.
    - Опросы, анкетирования с целью выяснения степени удовлетворенности участников образовательного процесса работой учреждения.
    - Диагностика по проблеме профориентации обучающихся.

    Работа с учениками:
    - Тематические беседы, занятия по правовому воспитанию, развитию положительных качеств личности, тренинги общения.
    - Индивидуальные консультации.
    - Профессиональная ориентация.
    - Помощь в организации летнего трудоустройства несовершеннолетних и летнего отдыха слабо защищенной категории учащихся.
    - Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на развитие ценностного отношения к здоровому образу жизни.

    Работа с учениками «группы риска»:
    - Выявление учащихся, испытывающих те или иные проблемы, негативное влияние со стороны взрослых;
    - Изучение личности учащихся, семейной ситуации развития, круга общения.
    - Помощь ребёнку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещаемость ОУ.
    - Составление картотеки и сводных таблиц на учащихся «группы риска».
    - Помощь в организации занятости и отдыха учащихся в летний период.
    - Контроль посещения школы, успеваемости и занятости.
    - Профилактические мероприятия.
    - Помощь в выборе дальнейшего образовательного маршрута.
    - Вовлечение учащихся в кружки и секции.

    Работа с родителями:
    - Психолого- педагогическое просвещение.
    - Привлечение родителей к активному участию в учебно – воспитательном процессе.
    - Посещение семей в целях охраны жизни и здоровья учащихся.
    - Коррекция семейных отношений.
    - Индивидуальные беседы. Консультации
    - Организация совместных мероприятий по распространению положительного опыта семейного воспитания, здорового образа жизни, профориентации.
     

    Формы работы:
    - совет профилактики школы;
    - родительские собрания;
    - лекции;
    - диагностика;
    - индивидуальные и групповые консультации;
    - изучение документации;
    - беседа;
    - час общения;
    - наблюдение;
    - тестирование;
    - анкетирование;
    - анализ;
    - консультирование;
    - индивидуальная работа;
    - групповая работа;
    - диагностика

    Найдено: 5

    Виды и проявления асоциального поведения

    Асоциальное поведение в психологии разделяют на 4 вида:

    •    противоправное (нарушение правовых норм );
    •    аморальное (несоблюдение норм нравственности и морали);
    •    аддиктивное (уход от реальной жизни путем погружения в один из видов зависимости);
    •    преступное (совершение уголовно наказуемых действий).
    Противоправное подразумевает совершение мелких краж и грабежей, угон транспорта без цели хищения, оскорбление, унижение достоинства людей, хулиганство, драки, нападение с целью напугать. Лица, совершающие подобные проступки, не несут уголовной ответственности, но попадают в поле зрения правоохранительных органов как потенциально способные на преступление.
    Аморальное поведение человека не несет прямой угрозы обществу, но осуждается и порицается окружающими как неприемлемое с точки зрения нравственности. К асоциальному аморальному поведению относятся: промискуитетные (беспорядочные половые) связи, проституция, гомосексуализм, трансвестизм, нежелание работать, бродяжничество, попрошайничество.
    Аддиктивное поведение выражается в различных видах зависимости, при помощи которых человек пытается убежать от жизненных трудностей. К ним относятся: химическая зависимость (алкоголизм, наркомания, токсикомания), пищевая (анорексия или булимия), культовая (участие в деятельности религиозных сект), другие виды (игровая, компьютерная, информационная, сексуальная).
    В преступное поведение (делинквентное) включается совершение уголовно наказуемых деяний: кража со взломом, изнасилование, разбойное нападение, бандитизм, грабеж, организация массовых беспорядков, мошенничество, вымогательство.
    Признаки у детей
    У маленького ребенка асоциальное поведение выражается в неумении строить отношения в детском коллективе, отсутствии интереса к обучающим занятиям, агрессивности и жестокости к членам семьи, другим людям, животным. Такие индивиды истеричны, грубы, конфликтные ситуации пытаются решать криками, дракой, угрозами. Нередко ребенок с данным поведенческим нарушением ворует деньги у родителей, вещи сверстников в садике или школе.
    Младшие школьники с асоциальным поведением сразу получают определение трудных детей, их держат на заметке учителя и администрация
    школы, что усугубляет проблему, поскольку вызывает у ребенка протест, выражающийся в непослушании, отказе выполнять задания, сотрудничать с коллективом.
    Причины проявления поведенческих расстройств такого типа могут быть медицинскими, педагогическими, психологическими, социальными:

    1.    Медицинские факторы делят на врожденные (поражения плода различной этиологии во время внутриутробного развития ), наследственные (генетическая предрасположенность к отклонениям поведения ), приобретенные (инфекционные заболевания, черепно-мозговая травма, психосоматические патологии).

    2.    Педагогические причины подразумевают ошибки в воспитании ребенка, допускаемые в семье. Плохой пример родителей, чрезмерная опека, пренебрежение родительскими обязанностями, необоснованные наказания, завышенные требования, игнорирование базовых потребностей ребенка приводит к развитию различных поведенческих отклонений.

    3.    Психологические факторы формируются на фоне медицинских и педагогических: патологии головного мозга и нервной системы в тандеме с неадекватной атмосферой семьи неизбежно приводят к негативным изменениям психики ребенка, что выражается в повышении уровня агрессии, неуправляемости, нежелании идти на контакт со взрослыми.

    4.    Социальные причины подразумевают материальное и социальное неравенство и связанные с этим насмешки, издевательства, травлю со стороны сверстников, на что остро реагируют дети среднего возраста и подростки. К ним также относится проживание в неблагополучной семье с родителями -наркоманами, страдающими алкоголизмом, ведущими распутную жизнь.
    Оставленные без внимания взрослых единичные проявления жестокости и агрессии у детей служат источником развития устойчивых нарушений поведения. В будущем это способно перерасти в склонность к патологическому насилию и совершению преступлений. Но до 7-8 лет понятие "девиантность" психологи не применяют, поскольку оно подразумевает осознанно направленные действия, что для ребенка дошкольного возраста нехарактерно.
    Девиантное поведение взращивается постепенно, формируясь вследствие попустительства со стороны взрослых, игнорирования проблемы или нежелания исправлять ребенка . К подростковому возрасту отдельные девиации нередко перерастают в делинквентное поведение - регулярные осознанные деструктивные действия.
    Проявления у подростков
    Асоциальное поведение наиболее часто наблюдается у подростков. Если в дошкольном возрасте ребенка не исправляли соответствующим образом, покрывали его проступки, допускали применение оскорблений и силы по отношению к членам семьи и родственникам, то к подростковому периоду у него сформируется четкая поведенческая линия, которой он будет придерживаться в жизни.
    Часто такие подростки бравируют своими антисоциальными поступками, гордятся безнаказанностью со стороны родителей, пытаются создавать бунтарские группы и руководить ими. Находя поддержку в среде сверстников, утверждаются в своей исключительности, ведут себя вызывающе со взрослыми, грубят, отказываются выполнять поручения в школе и дома. В дальнейшем уровень агрессии растет, подросток может убегать из дома, ввязываться в драки, кражи, вступать в сексуальные и гомосексуальные связи, примыкать к преступным группировкам.
    Начать вести себя антисоциально могут и подростки из благополучных семей, не имеющие сложностей с адаптацией, успеваемостью, поведением. Причиной таких изменений бывает влияние друзей, строгость родителей, романтическое восприятие образа "плохого парня" и отношений с ним (у девушек), семейные проблемы. Другие факторы, способствующие асоциальному поведению подростка:

    •    деградация личности на фоне нищеты, неправильного воспитания, плохого примера родителей;
    •    влияние молодежной субкультуры (панки, хиппи, готы, эмо и т. д.)
    •    вовлечение в религиозный культ (вуду, сатанизм);
    •    музыкальный или спортивный фанатизм, сопровождающийся вызывающим внешним видом и антиобщественными поступками;
    •    желание самоутвердиться, невозможность сделать это путем демонстрации знаний, навыков, таланта, материальных приобретений;
    •    подверженность одному из видов психологической зависимости;
    •    физические проблемы в связи с заболеванием.
    Часто подросток направляет агрессию на себя самого, нанося раны, царапины, ожоги, порезы на разные части тела. Испытывая физическую боль, он старается заглушить эмоциональные страдания, поэтому, заметив у ребенка характерные повреждения на теле, необходимо вовремя прийти ему на помощь. Крайнее проявление аутоагрессии - суицидальные наклонности.
    Девиантное поведение подростка нередко провоцируется действиями другого человека. Различные виды насилия (сексуальное, физическое, эмоциональное) приводят к желанию отомстить, которое не только проецируется на обидчика, но и направлено против общества или системы в целом. Физические наказания в семье формируют тип озлобленной, неуверенной в себе, запуганной и агрессивной личности, а эмоциональная отчужденность родителей - закомплексованного человека с незрелой психикой.
    Профилактика
    Лечить асоциальные отклонения в поведении возможно только в случаях, когда они вызваны физическим или психическим заболеванием. Основным способом коррекции девиаций является их профилактика, которую необходимо проводить с раннего детства. Ее залог - правильное воспитание, положительный пример родителей, забота об удовлетворении материальных и эмоциональных потребностей ребенка.
    Психологи дают несколько советов, помогающих формировать у детей адекватное отношение к себе и окружающим:
    1.    Заслуженная похвала. Детей нужно поощрять, но только в том случае, когда они действительно этого заслуживают. Если похвала в адрес ребенка звучит постоянно без повода, то развивается эгоизм и самовлюбленность, что в будущем влечет проблемы с адаптацией и отклонениям в поведении.
    2.    Исправление. Отрицательные черты характера, плохие привычки, неблаговидные поступки не должны оставаться без внимания взрослых. Последовательно и спокойно надо объяснять детям, какое поведение неприемлемо и почему.
    3.    Открытое общение. Ребенок должен быть уверен, что в семье его всегда поймут и поддержат. Страх перед наказанием делает его лживым, изворотливым, замкнутым, поэтому проблемы сына или дочери нужно обсуждать и решать спокойно, тогда они научатся доверять родителям.
    4.    Совместные занятия. Дети в любом возрасте дорожат временем, проведенным с семьей, поэтому даже занятым отцу и матери следует планировать семейный отдых, развлечения, праздники.
    5.    Положительный пример родителей. Доброжелательная атмосфера, взаимное уважение, понимание, любовь между супругами формируют здоровую самооценку у ребенка, что влияет на его поведение и адаптацию в социуме.
    Для профилактики поведенческих нарушений в школах проводят различные образовательные программы, направленные на пропаганду здорового образа жизни, рассказывают о вреде алкоголя, наркотиков. Педагоги побуждают школьников реализовывать себя в спорте, музыке, творчестве, интеллектуальных конкурсах, играх, командных соревнованиях.
    Совместные усилия детских учреждений и семьи помогают многим детям найти себя в жизни и встать на путь исправления.

    Влияние гаджетов на здоровье детей и подростков
    Постоянное пользование гаджетами вызывает сильнейшее умственно – эмоциональное напряжение. Это может привести к развитию утомления, которое сопровождается чувством усталости. Утомление – это следствие напряжённой и длительной работы.
    Снижение работоспособности и развитие утомления при умственном труде происходит постепенно. На первом этапе человек справляется с умственной нагрузкой и волевыми усилиями. Далее утомление нарастает.
    Утомление, возникающее ежедневно, способно накапливаться и переходить в переутомление. В организме становятся заметны глубокие изменения. Происходит нарушение ритма сердечных сокращений и артериального давления, потеря аппетита. Как следствием из этого появляются раздражительность, капризность, беспричинные страхи, бессонница. Возникает стойкое снижение работоспособности и сопротивляемости организма. Затем может возникнуть стресс, который опасен для школьников тем, что не найдя выхода из состояния стресса, подросток может совершить попытку суицида. Учение о стрессе было создано канадским исследователем Гансом Селье. Он установил, что стрессовые факторы вызывают комплекс защитных реакция организма, протекающих в три стадии.
    В первую стадию (стадию тревоги) происходит мобилизация всех защитных сил организма для противодействия стрессовому фактору.
    На второй стадии (устойчивость) организм противостоит неблагоприятному и сильному фактору среды. Значительно ослабевает иммунитет.
    Третья стадия (истощение) организм не в силах противостоять действующему фактору, и возникают различные болезни.
    Постоянное пользование гаджетами может привести и к ряду заболеваний:
    1.    Фотоэпилепсия, которая возникает от частого мелькания экрана.
    2.    Постоянное недосыпание быстро приводит к физическому и эмоциональному истощению, так как свечение экрана нарушает синтез гормона мелатонина и подростки перестают спать.
    3.    Коньюктивиты
    4.    Поражение нервных стволов правой руки, связанное с перенапряжением мышц
    5.    Головные боли, «Номофобия»
    6.    Киберболезнь и киберхондрия Как отмечают исследователи, несмотря на надуманность проблем, человек при киберхондрии переживает настоящие душевные и физические мучения, вплоть до страха смерти.
    7.    «Эффект Google». Его смысл заключается в том, что человек уверен: любую информацию можно всегда легко найти в Интернете. По этой причине современному человеку знания просто не нужны. Такая убежденность особенно свойственна детям и подросткам. Мозг отказывается запоминать информацию, зная, что гораздо проще заново найти ее, чем потратить какие-то усилия.
    8.    Синдром фантомного звонка. У человека появляются слуховые и моторные галлюцинации, ему часто кажется, что в его кармане звонит или вибрирует телефон, хотя на самом деле этого не происходит.
    В период подросткового возраста возможны психологические отклонения, повышенная чувствительность и стресс. Не многие могут сдерживать свои эмоции. Как может быть связан переходный возраст с современными гаджетами? Развитие подростков нестабильно, они хотят казаться взрослыми и самостоятельными. Несомненно, виртуальные сети являются большим прогрессом в современном мире. Благодаря интернету мы можем общаться с людьми, которые проживают за океаном и находятся в тысячах километрах от нас. В сетях мы находим старых друзей, родственников и коллег по работе, а также обретаем новых. Главный парадокс соц. сетей — он сближает людей, находящихся далеко, но отдаляет от тех, кто находится рядом с нами. Соц. сети став прогрессом для общества в целом, стали регрессом для отдельного человека. Даже проживая в одном городе, на одной улице, нам куда проще отправить сообщение, чем встретиться с близким человеком. Настоящие чувства и эмоции превратились в смайлы. Отдельной темой являются игры в сетях. Они делают из людей настоящих зомби.
    Мнения по поводу виртуальных сетей различны: одни считают их большим шагом вперед к новым технологиям и разработкам, другие думают, что люди из-за соц. сетей народ перестает правильно рассуждать, красиво говорить; исчезает ощущение реальности, таким образом, люди стараются уйти от разнообразных проблем и обязанностей. Исследователи выявили, что роль сетей особо велика в жизни молодого поколения, практически 75% опрошенных имеют аккаунты в сетях при этом, не считая себя от них зависимыми. Сети губят нас, отбирают время, которое мы могли бы потратить на более увлекательные занятия. Часто именно в интернете дети подвергаются «троллингу» - форме социальной провокации или издевательства в сетевом общении, использующаяся как персонифицированными участниками, заинтересованными в большей узнаваемости, публичности, эпатаже, так и анонимными пользователями без возможности их идентификации, что приводит к истерикам, суициду, что доказывает негативное влияние на подростков гаджетов. В книге «Современные гаджеты и их влияние на детей», И.А Жуковой приводятся данные ЮНЕСКО, что 93 % современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т.е. около 4-х часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Это «безобидное» занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей. В самом деле, ребёнок не пристаёт с вопросами, ничего не просит, не хулиганит, не подвергается риску, и в то же время получает впечатления, узнаёт что-то новое, приобщается к современной цивилизации.

    Легко сказать, что врать – плохо. Но хотели бы Вы, чтобы о Вас говорили только правду?
    Прямолинейность не всегда и не всеми приветствуется. Тем не менее, ужасно почувствовать себя преданным, когда узнаешь или подозреваешь, что ребенок тебя обманул. Кажется, что тон стал врагом тебе. Но на самом деле это не так просто. Ложь детей, мешает нам быть такими какими (по их мнению) следует быть родителям. Выясняется, что прошли те дни, когда родители могли знать все, руководить жизнью ребенка в полном объеме. Теперь нам приходится жить в некоторой неуверенности, доверие ребенка отныне приходится завоевывать.
    Первое о чем следует задуматься родителям, обеспокоенным ложью ребенка, - насколько честны они сами. Ложь, по незначительным бытовым обстоятельствам для самих взрослых проходит не замеченной. Но дети, менее искушенные в житейских проблемах, склонны расценивать ее как настоящий образец для подражания. Дети, как губки, впитывают все. Что видят и слышат. К тому же им порой приходится уличать родителей: «Мама, зачем ты сказала по телефону неправду? Ты действительно торопишься и собираешься уходить?»
    Однако, неблаговидное поведение родителей – лишь одна из объясняющих, почему одни дети лгут больше, чем другие. Это зависит от характера ребенка, особенности его личности, круга общения.
    Иногда родители подозревают, что ребенок лжет, даже когда он говорит правду. Когда не доверяют ребенку, говорящему правду, ущерб может быть особенно велик.
    Существует много видов лжи, как впрочем, и правды. Причины по которым дети лгут, простираются от стремления избежать наказания, до желания сохранить в неприкосновенности свой внутренний мир. Можно различить виды лжи и рассмотреть мотивы, которыми руководствуется ребенок, предпочитая пойти на обман.
    Виды лжи:
    •    Ложь – тактичность. Например: «Жаркое великолепно!» - и отставили подальше тарелку.
    •    Ложь – умолчание. Легче скрывать правду, нежели произнести ее. Не надо обдумывать подробности и аргументировать свое высказывание. Умолчание не заслуживает большого оправдания.
    •    Неприкрытое вранье.
    •    «Оправданная» ложь. Теологи и философы на протяжении долгого времени спорили, любая ли ложь одинакова греховна. Было установлено, что допустимой считается ложь, направленная на защиту других людей. И большинство из нас ее оправдывают.
    •    «Недопустимая» ложь. Это ложь, причиняющая людям вред или с целью получения исключительно личной выгоды.
    •    Ложь – «жульничество». Например, занижение доходов, завышение оценок за контрольные и т.д.
    Вырастить ребенка честным, заслуживающим доверие сегодня куда тяжелее, чем нашим родителям.

    Причины детской лжи:
    1.    стремление избежать наказания (защита себя)
    2.    Страх унижения (защита внутреннего мира)
    3.    Страх оказаться «доносчиком» (с целью защиты товарища)
    4.    Хвастовство, преувеличение (с целью быть более интересным и привлекательным)
    5.    Предотвращение вмешательства в личную жизнь.
    6.    Ради проверки «собственной силы» (это своеобразная «игра» - бросить вызов чужой власти. Способность ввести в заблуждение взрослого позволяет ощутить свое преимущество.
    7.    Сокрытие неприятной информации
    8.    стремление получить нечто, чего иначе не получишь.
    Этим списком мотивы лжи не исчерпываются, но именно данные причины имеют наибольшее распространение, если судить по анкетам родителей, учителей, исследователей. Ни одна из перечисленных причин не является исключительно детской, все они встречаются и у взрослых.
    Ложь по серьезному поводу представляет собой проблему не только тем, что затрудняет родителям решение и выполнение их родительских обязанностей. Ложь разрушает близость в человеческих отношениях.
    Ложь подчеркивает неуважение к тому, кого обманывают. Становится просто невозможно жить рядом с тем, кто постоянно лжет.
    Ложь часто сопутствует другим поступкам и нарушениям принятых правил. Становясь хронической, ложь может выступать признаком беды, какого-то нарушения в жизни ребенка или семьи. Если не принять мер, постоянная ложь приведет к серьезным проблемам в старшем возрасте.
    Узнав, что ребенок нас обманул и это едва не сошло ему с рук, мы сталкиваемся с утратой собственной власти. Мы больше не можем быть уверенны в том, что знаем все, что нам нужно знать. Но мы во что бы то ни стало должны знать, что наши дети чувствуют, чего они хотят и что замышляют, поскольку их существование полностью зависит от нас. Ребенок растет, и мы перестаем быть центром его вселенной, единственным источником информации и средством выживания. Ложь утверждает ребенка в его правах. В праве на личную жизнь. В праве бросить нам вызов самому решать, что станет и что не станет достоянием гласности.
    Перестанут ли дети лгать нам зависит от того, как сильно их ругали и удалось ли ложь раскрыть. Дети уже поняли, что можно и не попасться. Честность детей зависит в какой-то мере от того, какие мы родители: понимающие или нетерпеливые, доверяющие или подозрительные, справедливые или жестокие. Озабочены ли мы слишком своей жизнью и карьерой, достаточно ли мы уделяем внимания детям. Знают ли дети, что нам небезразлично как они себя ведут? Усвоил ли наш ребенок, почему важна честность? Демонстрируем ли мы ее сами? Сколько усилий мы приложили, чтобы сформировать у ребенка моральные ценности?
    Что делать если мы заподозрили ребенка во лжи? Самое главное попытаться не реагировать в раздражении. Попытаться понять, почему стала возможной ложь, каковы ее мотивы. Понимание происходящего, возможно, позволит вам обсудить все с ребенком, предоставить ему возможность быть честным и устранить причину обмана.
    Часто от нас требуется не более чем просто смириться с тем, что ребенок совершил нехороший поступок. Постарайтесь взглянуть на мир ребенка его глазами. Побудьте на его стороне. Продемонстрируйте способность прощать. Вспомните свой детский опыт и переживания, когда вы демонстрировали отказ от принятых вами моральных правил. По мере взросления ребенка это воплотиться в готовность обсуждать и совместно выявлять общие жизненные правила вашей семьи.
    Это вовсе не означает, что вы иной раз не рассердитесь на своего ребенка. Дети порой совершают дурные поступки, способные кого угодно вывести из себя. И они сами это знают! Но даже тогда, когда ребенок совершил очень скверное, к родительскому осуждению должно прилагаться сочувствие. Надо стараться не унижать ребенка. Дурной поступок и обман достойны наказания, но они достойны и прощения.

    Народная мудрость гласит: "Праздность - мать пороков". И в этих простых словах заключен глубокий смысл. Школьники, которые после окончания занятий предоставлены сами себе, нередко становятся неуправляемыми и агрессивными, приобретают вредные привычки и не могут полноценно развиваться. Важно понимать, что свободное время детей нуждается в такой же правильной организации, как и их "рабочее" время.
    А ответственность за организацию досуга школьника целиком и полностью лежит на родителях. Они должны пристально следить за деятельностью своего чада. Поддерживая желания детей участвовать в активных мероприятиях после школы, родители помогают им вести более активный образ жизни – это не только расширяет их кругозор, но и позволяет вести здоровый образ жизни.
    Предлагаем Вашему вниманию ТОП-10 наиболее востребованных сегодня среди школьников кружков и секций для детей, которые помогут Вашему ребенку всегда оставаться веселым, активным и здоровым.
    СПОРТИВНЫЕ СЕКЦИИ
    Дети, которые участвуют в спортивных состязаниях, получают неоценимые жизненные навыки, опыт взаимодействия, конкурентоспособности и лидерства. Кстати, спортивные состязания, типа футбола и хоккея в большинстве прогрессирующих стран достаточно часто используются для приобщения детей к активному образу жизни.
    ПЛАВАНИЕ
    Плавание - одно из самых любимых занятий у детей младшего и среднего школьного возраста. Всего один-два часа занятий в бассейне еженедельно гарантирует Вашему ребенку массу положительных эмоций и отменное здоровье. Плавание задействует все основные группы мышц, активно сжигает лишние жиры и калории, успокаивает и снимает нервное напряжение, улучшает работу дыхательной системы. В общем, занятия плаванием - это сплошные преимущества и никаких недостатков.
    БОЕВЫЕ ИСКУССТВА
    Сила, дисциплина и выносливость – это тот минимум преимуществ, который получит школьник, посещающий секции боевых искусств. Дзюдо, каратэ и тэквондо – относятся к доступным видам спорта, и дадут Вам уверенность, что школьник будет не только здоров, но и в случае необходимости сможет себя защитить.
    МОЛОДЕЖНЫЙ ЦЕНТР
    Клубы молодежи обеспечивают безопасное, увлекательное и веселое времяпрепровождение для детей. Благодаря тому, что школьники принимают участие в различных творческих мероприятиях, молодежные клубы способствуют социализации детей в обществе, и станут идеальным вариантом для так называемых "трудных подростков".
    МУЗЫКА
    Музыкальные занятия – превосходный вариант для ребенка, который хочет проявить свой творческий потенциал. Музыкальная грамотность - это знания, которые будут сопровождать школьника на протяжении всей дальнейшей жизни и возможно помогут ему в достижении профессиональных успехов. Кроме того, благодаря занятиям музыкой у ребенка вырабатываются навыки самодисциплины, усидчивости и терпения, а также совершенствуется чувство прекрасного.
    ЖИВОПИСЬ
    Подобно музыкальным занятиям, классы живописи помогут открыть в ребенке творческий потенциал, о котором сам школьник и его родители могут даже и не подозревать. Необходимо также отметить, умение выражать свои чувства и мысли с помощью рисунка может пригодиться Вашему ребенку и в профессиональной деятельности, например, если он в будущем выберет такую специализацию как модельер, архитектор или дизайнер.
    КУЛИНАРИЯ
    Занятия в школе кулинарии, как это ни странно, будут интересны не только девочкам, но и мальчикам. Подобные виды секций и кружков, в которых школьникам преподают азы приготовления пищи, имеют сразу несколько преимуществ. Во-первых, Ваш ребенок научится готовить. Во-вторых, он получит знания о правильном и здоровом питании. В-третьих, школьник начнет стремиться к чистоте. Ну и самое главное, кулинария помогает проявить скрытые потенциалы ребенка, дисциплинирует его и позволяет почувствовать свою значимость.

    ТАНЦЫ
    Записав своего ребенка в школу танцев, Вы открываете перед ним огромнейшие возможности для самореализации и обеспечиваете ему здоровый образ жизни. Благодаря танцам девочки приобретают уверенность в себе, правильную осанку и грацию движений. А мальчики станут более сильными, ловкими и выносливыми (особенно, если они будут танцевать в парах).
    КРУЖКИ ЮНОГО НАТУРАЛИСТА
    Школы садоводства и юных биологов – это настоящее "золотое дно" для изучения природы и окружающей среды. Здесь Вашему ребенку привьют любовь к окружающему миру, и расскажут об основах экологической безопасности. Помимо этого школьник узнает много полезной информации о флоре и фауне не только Вашего региона, но и всего мира, а также научиться ухаживать за растениями и животными, благодаря чему станет Вашим незаменимым помощником дома и на даче.
    КРУЖКИ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ
    Изучение новых технологий, навыки конструирования и моделирования, знания основ работы техники - все это обязательно пригодится школьнику в дальнейшей жизни. Кроме того, работа с огромным количеством мелких деталей способствует развитию внимания и мелкой моторики, а разработка собственных изобретений поможет Вашему ребенку развить воображение и научит принимать самостоятельные решения.
    Родителям нужно следить не только за учебном трудом своих детей, но и за организацию их досуга. Надо помочь детям сделать их отдых интересным, разумным и содержательным.

    Правильная организация досуга детей во многом зависит от согласованности действий школы и семьи. Родителям нужно знать, какие культурно-массовые мероприятия проводит школа во вне учебное время, в период школьных каникул, и обеспечить более активное участие своих детей в этих мероприятиях.

    Классификация интернет-угроз
    Во Всемирной паутине существует следующие виды опасности юных пользователей:
    •    суицид-сайты;
    •    сайты-форумы потенцинальных самоубийц;
    •    наркосайты (интернет пестрит новостями о «пользе» употребления марихуаны, рецептами и советами изготовления «зелья»);
    •    сайты, разжигающие национальную рознь и расовое неприятие (экстремизм, национализм, фашизм);
    •    сайты порнографической направленности;
    •    сайты знакомств (виртуальное общение разрушает способность к реальному общению, у подростков теряются коммуникативные навыки);
    •    сайты, пропагандирующих экстремизм, насилие и девиантные формы поведения, прямые угрозы жизни и здоровью школьников от незнакомцев, предлагающих личные встречи, а также различные виды мошенничества;
    •    секты (виртуальный собеседник может повлиять на мировоззрение подростка).

    Правила работы в сети Интернет

    1.    Не входите на незнакомые сайты.
    2.    Если к вам по почте пришел файл Word или Excel, даже от знакомого лица, прежде чем открыть, обязательно проверьте его на вирусы.
    3.    Если пришло незнакомое вложение, ни в коем случае не запускайте его, а лучше сразу удалите и очистите корзину.
    4.    Никогда не посылайте никому свой пароль.
    5.    Старайтесь использовать для паролей трудно запоминаемый набор цифр и букв.
    6.    При общении в Интернет не указывайте свои личные данные, а используйте псевдоним (ник)
    7.    Без контроля взрослых ни в коем случае не встречайтесь с людьми, с которыми познакомились в сети Интернет.
    8.    Если в сети необходимо пройти регистрацию, то должны сделать ее так, чтобы в ней не было указано никакой личной информации.
    9.    Не всей  информации, которая размещена в Интернете, можно верить.
    10.    Не оставляйте без присмотра компьютер с важными сведениям на экране
    11.    Не сохраняйте важные сведения на общедоступном компьютере.


    Возраст от 7 до 8 лет
    В Интернете ребенок старается посетить те или иные сайты, а возможно и чаты, разрешение на посещение которых он не получил бы от родителей. Поэтому родителям (законным представителям) особенно полезны будут те отчеты, которые предоставляются программами по ограничению использования Интеренета, т. е. Родительский контроль или то, что вы сможете увидеть во временных файлах Интернет (папки c:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Wmdows\Temporary Internet Files в операционной системе Windows Vista). В результате, у ребенка не будет ощущения, что за ним ведется постоянный контроль, однако, родители будут по-прежнему знать, какие сайты посещает их ребенок. Дети в данном возрасте обладают сильным чувством семьи, они доверчивы и не сомневаются в авторитетах. Они любят играть в сетевые игры и путешествовать по Интернет, используя электронную почту, заходить на сайты и чаты, не рекомендованные родителями.

    Советы по безопасности в сети Интернет для детей 7-8 лет
    •    Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии детей и требуйте его выполнения.
    •    Требуйте от вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером. Покажите ребенку, что вы наблюдаете за ним не потому что вам это хочется, а потому что вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь.
    •    Компьютер с подключением в Интернет должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.
    •    Используйте специальные детские поисковые машины, типа MSN Kids Search.
    •    Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
    •    Создайте семейный электронный ящик чтобы не позволить детям иметь собственные адреса.
    •    Блокируйте доступ к сайтам с бесплатными почтовыми ящиками с помощью соответствующего ПО.
    •    Приучите детей советоваться с вами перед опубликованием какой-либо информации средствами электронной почты, чатов, регистрационных форм и профилей.
    •    Научите детей не загружать файлы, программы или музыку без вашего согласия.
    •    Не разрешайте детям использовать службы мгновенного обмена сообщениями.
    •    В «белый» список сайтов, разрешенных для посещения, вносите только сайты с хорошей репутацией.
    •    Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернет, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни.
    •    Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.

    Советы по безопасности для детей от 9 до 12 лет
    В данном возрасте дети, как правило, уже наслышаны о том, какая информация существует в Интернет. Совершенно нормально, что они хотят это увидеть, прочесть, услышать. При этом нужно помнить, что доступ к нежелательным материалам можно легко заблокировать при помощи средств Родительского контроля.
    •    Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии детей и требуйте его выполнения.
    •    Требуйте от вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером.
    •    Покажите ребенку, что вы наблюдаете за ним не потому, что вам это хочется, а потому что вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь.
    •    Компьютер с подключением в Интернет должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.
    •    Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
    •    Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернет.
    •    Настаивайте, чтобы дети никогда не соглашались на личные встречи с друзьями по Интернет.
    •    Позволяйте детям заходить только на сайты из «белого» списка, который создайте вместе с ними.
    •    Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернет.
    •    Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.
    •    Создайте вашему ребенку ограниченную учетную запись для работы на компьютере.
    •    Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.
    •    Настаивайте на том, чтобы дети предоставляли вам доступ к своей электронной почте, чтобы вы убедились, что они не общаются с незнакомцами.
    •    Объясните детям, что нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз.

    Советы по безопасности в этом возрасте от 13 до 17 лет
    •    Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии подростков и требуйте безусловного его выполнения. Укажите список запрещенных сайтов («черный список»), часы работы в Интернет, руководство по общению в Интернет (в том числе в чатах).
    •    Компьютер с подключением к сети Интернет должен находиться в общей комнате.
    •    Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернет, о том, чем они заняты таким образом, будто речь идет о друзьях в реальной жизни. Спрашивайте о людях, с которыми дети общаются посредством служб мгновенного обмена сообщениями, чтобы убедиться, что эти люди им знакомы.
    •    Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.
    •    Необходимо знать, какими чатами пользуются ваши дети. Поощряйте использование модерируемых чатов и настаивайте, чтобы дети не общались в приватном режиме.
    •    Настаивайте на том, чтобы дети никогда не встречались лично с друзьями из сети Интернет.
    •    Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернет.
    •    Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.
    •    Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.
    •    Помогите им защититься от спама. Научите подростков не выдавать в Интернет своего реального электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры.
    •    Приучите себя знакомиться с сайтами, которые посещают подростки.
    •    Объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.
    •    Обсудите с подростками проблемы сетевых азартных игр и их возможный риск. Напомните, что дети не могут играть в эти игры согласно закону.

    1.    Приучайте ребенка к систематическому и самостоятельному труду в ведении домашнего хозяйства.
    2.    Определите для ребенка постоянную трудовую обязанность в ведении семейного хозяйства.
    3.    Давайте детям посильные задания.
    4.    Вовлекая ребенка в трудовую деятельность, учитывайте возрастные и психологические особенности ребенка.
    5.    Вырабатывайте у него ответственность за выполненную работу.
    6.    Будьте внимательными к выполнению ребенком поручения, постоянно разъясняйте, показывайте ему, как правильно выполнить работу. Не забывайте, что, прежде всего, нужно научить ребенка делать что-либо аккуратно и ответственно, а затем только требовать выполнения.
    7.    Учите ребенка уважительно относиться к труду взрослых.
    8.    Вызывайте у ребенка чувство удовлетворения за выполняемую работу.
    9.    Не наказывайте детей трудом.
    10.    Внимательно оценивайте труд детей, поощряйте их трудовые усилия.
    11.    Чаще рассказывайте детям о своих трудовых успехах.


    Рекомендации родителям учащихся 1-4-х классов от соцпедагога
    Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя терпение. При этом не ограничивайтесь дежурными вопросами «Что получил?», «Как дела?», а расспрашивайте о чувствах, настроении, проявляйте эмоциональную поддержку и т.д. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные, на ваш взгляд, достижения ребенка, его посильные успехи. При проблемах с неудачами в учебе старайтесь разобраться вместе, найти предвидеть последствия действий. Не запугивайте ребенка.   
    Покупайте и дарите книги, пластинки, картины. Читайте вслух, предоставьте ребенку почитать вам, обсуждайте прочитанное. Определите с ним программу чтения на неделю, месяц и помогайте ее осуществить, поощряйте ее выполнение.   
    Помогайте ребенку выполнять трудные задания, предлагайте помощь в сложной ситуации, но не забывайте давать ему возможность самому найти выход, решение, совершить поступок.   
    Будьте доброжелательными к одноклассникам, не запрещайте делать вместе уроки, так как замечено, что индивидуально предпочитают работать отличники, а средне- и слабоуспевающим нравится заниматься парами, группами. К тому же известно: тот, кто учит, учится сам.   
    Активно слушайте своего ребенка, так как выявлено, что рассказ самому себе вызывает психическую травму. Пусть он пересказывает прочитанное, увиденное, делится впечатлениями о прожитом.   
    Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребенка, создавайте у него позитивное отношение к школе.   
    Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку будет приятно, если школа станет частью Вашей жизни. Ваш авторитет повысится.   
    Не заставляйте многократно переписывать, повторять. Понаблюдайте за особенностями умственной деятельности своего ребенка, выясните, что получается легко, а что дается с трудом. Посоветуйтесь с педагогом, как улучшить память, как развить сосредоточенность, организованность и т.п.   
    Обеспечивайте ребенка всем необходимым для учебы, создавайте атмосферу уважительного отношения к его труду, вещам, учебникам, делам и т.п.   
    Умственный труд сложен, требует многих усилий. Помогайте ребенку сохранять веру в себя.   В выполнении домашней работы с ребенком не контролируйте деятельность учителя.   
    Подавляйте в себе искушение немедленно использовать любую ошибку ребенка для его критики. Помогая ему выполнять домашнее задание, делайте иногда преднамеренные ошибки, чтобы у ребенка был шанс исправить Вас, испытать удовлетворение от обнаружения ошибки. Только так он сможет осознать действие контроля, которое постепенно станет самоконтролем.   Проверяйте домашнее задание, особенно на первом этапе обучения, при этом давайте понять ребенку, что Вы довольны или не довольны им. Будьте уверены: в следующий раз он будет очень стараться, чтобы заслужить Вашу похвалу.  

    1. Постарайтесь создать условия, облегчающие учебу подростка:
    — бытовые: хорошее питание, щадящий режим, полноценный сон, спокойный обстановка, уютное и удобное место для занятий и т. п.;
    — эмоциональные: проявляйте веру в возможности ребенка, не теряйте надежду на успех, радуйтесь малейшими достижениями, высказывайте любовь и терпение в ожидании успеха, не оскорбляйте его в случае неудачи и т. п.
    — культурные: обеспечить ребенка справочниками, словарями, пособиями, атласами, книгами по школьной программе, кассетами; используйте магнитофон для учебных занятий вместе смотрите учебно-познавательные программы по ТВ, обсуждайте увиденное и т. п.
    2. Слушайте своего ребенка: пусть он пересказывает то, что надо заучивать, запоминать, периодически диктуйте тексты для записывания, спрашивайте по вопросам учебника и т. п.
    3. Регулярно знакомьтесь с расписанием уроков, факультативов, кружков, дополнительных занятий для контроля и для оказания возможной помощи.
    4. Делитесь знаниями с детьми из области, в которой Вы преуспели. Обогащайте их.
    5. Помните, что не только отметка должна быть в центре внимания родителей, а знания, даже если сегодня ими воспользоваться невозможною. Поэтому думайте о будущем и объясняйте детям, где и когда можно будет воспользоваться знаниями.
    6. Не оставляйте без внимания свободное время ребенка и его успехи с другими, лучше сравнить его с самими собой – это более обнадеживает.
    7. В старших классах подростки могут совместно выполнять домашнюю работу. Это повышает ответственность – ведь задания делают не только для себя, но и для других. Наберитесь терпения, когда они занимаются даже по телефону, уточняют, обсуждают, спорят.
    8. Пытаясь объяснить разные способы решения задачи, не отказывайтесь от своего решения. Это стимулирует активность школьника.
    9. Дайте почувствовать ребёнку, что любите его независимо от успеваемости, замечаете познавательную активность даже по отдельным результатам.
    10. Помните, что по научно-обоснованным нормам над выполнением всех домашних заданий обучающиеся 9 — 10-х классов должны работать  до 4 часов. Сравните, насколько близки данные нормы к количеству часов, которые затрачивает Ваш ребёнок на домашнюю работу.
    11. Создавайте традиции и ритуалы семьи, которые будут стимулировать учебную активность детей. Используйте позитивный опыт Ваших родителей, знакомых.
     
    Советы родителям:
    1. Вы хотите видеть вашего ребенка сильным, выносливым и закаленным — тренируйте его в разнообразном физическом труде.
    2. Вы хотите видеть его умным и образованным — приобщайте к чтению, расширяйте кругозор, воспитывайте жажду знаний.
    3. Вы хотите видеть его всегда веселым жизнерадостным — не дайте закиснуть ему в праздности и лени.
    4. Вы хотите закалить его волю и характер — не скупитесь на трудные задания, заставляйте его почаще напрягать свои силы, преодолевать трудности.
    5. Вы желаете, чтобы ваш ребенок был чутким и отзывчивым, хорошим товарищем — пусть он ежедневно трудиться вместе с другими, учится помогать товарищам, отзываться на чужую боль.
    6. Вы хотите, чтобы ваш ребенок нашел свое место в жизни — знакомьте его с различными видами деятельности, вырабатывайте у него трудолюбие и ответственность за свои поступки.
    7. Как можно чаще интересуйтесь успехами и поведением своих детей.
    8. Педагоги школы — ваши помощники в воспитании. Советуйтесь с ними, помогите им со своей стороны лучше узнать ваших детей. Узнавайте, с кем дружат и проводят свободное от занятий время ваши дети, как ведут себя на улице, в общественных местах.

    Описание симптомов и внешних признаков в поведении ребенка, принимающего психоактивные вещества - табак, запрещенные вещества:

    Табак
    Симптомы: снижение физической силы, выносливости, ухудшении координации, быстрая утомляемость, нарастающая слабость, снижение трудоспособности.
    Внешние признаки: запах табака (дыма), частое и долговременное пребывание в туалете, в ванной, наличие спичек, зажигалок, табака в швах карманов, пожелтение
    пальцев.

    Запрещенные вещества
    Симптомы: агрессивность, мечтательное или бессмысленное выражение лица, сонливость, бессвязность мыслей, зрачки глаз расширены, отсутствует координация движений, тяга к сладкому, повышенный аппетит, слабо выраженные галлюцинации, кожный покров зависимого приобретает бледный вид, стеклянные
    глаза с расширенными зрачками, человек пьет много жидкости, без естественной надобности, сильное потоотделение. отсутствие аппетита, учащенное сердцебиение,
    возникновение сыпи на коже, сильное падение интеллекта, невнятная речь, отсутствие страха, человек не может различить, где реальность от воображения.
    Внешние признаки: вид пьяного человека, наличие тюбиков клея, пятен клея, бумажных или полиэтиленовых пакетов, носовых платков.

    Внешние признаки: вид пьяного человека,красные отеки под глазами, сильный запах жженых листьев,мелкие семена в складках и швах карманов, наличие
    папиросной бумаги, обесцвеченная кожа на пальцах, пропадают деньги и вещи, нахождение неизвестных химических веществ.

    Внешние и поведенческие ключи риска:
    • Тоскливое выражение лица.
    • Склонность к нытью, капризность, эгоцентрическая направленность на свои страдания, слезливость.
    • Гипомимия (повышенная, часто неестественная активность мимики лица).
    • Амимия (отсутствие мимических реакций).
    • Тихий монотонный голос, замедленная речь, краткость ответов, отсутствие ответов.
    • Ускоренная экспрессивная речь, патетические интонации, причитания.
    • Общая двигательная заторможенность или бездеятельность, адинамия (все время лежит на диване).
    • Двигательное возбуждение.
    • Склонность к неоправданно рискованным поступкам.
    • Скука, грусть, уныние, угнетенность, мрачная угрюмость, злобность, раздражительность, ворчливость.
    • Брюзжание, неприязненное, враждебное отношение к окружающим, чувство ненависти к благополучию окружающих.
    • Чувство физического недовольства, безразличное отношение к себе, окружающим, чувство «бесчувствия».
    • Тревога беспредметная (немотивированная), тревога предметная (мотивированная).
    • Ожидание непоправимой беды, страх немотивированный, страх мотивированный.
    • Тоска как постоянный фон настроения, взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности, углубление мрачного настроения при радостных событиях вокруг.
    • Оценка собственной жизни, пессимистическая оценка своего прошлого, избирательное воспоминание о неприятных событий прошлого.
    • Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния, отсутствие перспектив в будущем.
    • Активное взаимодействие с окружающими (стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия) либо нелюдимость, избегание контактов с окружающими
    • Расширение зрачков, сухость во рту ("симптомы сухого языка"), тахикардия, повышенное АД, ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха, ощущение комка в
    горле, головные боли, бессонница или повышенная сонливость, чувство физической тяжести, душевной боли в груди, запоры, нарушение менструального цикла (задержка).

    Словесные ключи (что проговаривает ребенок):
    • Шутки, иронические высказывания о бессмысленности жизни
    • Уверения в беспомощности и зависимости от других
    • Прощания.
    • Самообвинения («Я ничтожество! Ничего из себя не представляю», «Я гениальное ничтожество. и т.п.).

    Что могут увидеть родители: в первую очередь изменения настроения, питания, изменения сна, изменение в отношении своей внешности, самоизоляцию, интерес к теме
    смерти (появление в доме литературы по этой теме, переписка в интернете и т.п.), нежелание посещать кружки, школу (в том числе учащение прогулов), серьезные
    изменения в состоянии здоровья (частые простуды, частые головные боли и др.) и т.п.

    Что могут увидеть сверстники: самоизоляцию, резкие перепады настроения
    (несвойственные раннее), повышенную агрессивность, аутоагрессию (в том числе словесные ключи), изменения внешнего вида, , уныние, изменение интересов и т.п.

    Причины депрессивных состояний подростка можно разделить на три группы:
    1) Биологические причины. Предрасположенность определяется при снижении активности серотонина, нарушениях связи гипоталамо-гипофизарной оси, наследственной отягощенности.
    2) Психологические особенности. Низкая стрессоустойчивость, эмоциональная лабильность, максимализм, эгоцентризм; зависимость от действий, мнений окружающих; неумение составлять и воплощать в жизнь планы; фрустрация потребности в безопасности, доверии, любви.
    3) Медицинские факторы. Наркомания, алкоголизм подростков, психические расстройства (шизофрения, психопатии), тяжелые соматические заболевания с вероятностью инвалидизации, летального исхода (онкологические патологии, СПИД, ВИЧ).

    Потенцирующие факторы:
    Культурные, религиозные факторы.
    Внутрисемейные факторы. Группа риска – дети, подростки из асоциальных, неполных семей, воспитывающиеся в условиях насилия, унижения, тотального контроля, отчуждения.
    Социальные влияния. конфликты со сверстниками, проблемы любовных отношений подростков.

    У всех родителей в какой-то момент возникают проблемы со взаимопониманием с ребенком. Доверие — в этом случае залог здоровых семейных отношений и верный способ преодолеть все трудности и конфликты. Как сделать так, чтобы ребенок доверял родителям?

    Пусть ребенок может вам доверять
    Один человек учится доверять другому, основываясь на предыдущем опыте. Если подросток показывает, что способен вести себя разумно, заботиться о себе, следовать правилам и вносить свой вклад в общие семейные дела, он может рассчитывать на доверие родителей. Если родители хотят завоевать доверие подростка, они должны все время его поддерживать.

    Оставайтесь на связи
    Очень важно, чтобы родители и подростки имели возможность проводить время вместе. Родителям бывает непросто поддерживать тесный контакт с подростком, который запрограммирован на отделение от них. Важно быть рядом и идти на открытый контакт. Обсуждать хорошее так же полезно, как и разбираться с конфликтами. Совместный досуг — это и разговоры ни о чем во время поездки в школу.

    Проявляйте интерес
    Задавая вопросы и проявляя интерес к подростку, вы способствуете повышению его самооценки. Пусть все ваше внимание принадлежит ребенку, когда он с вами. Подросток должен знать, что всегда может рассчитывать на вашу поддержку, если возникнут проблемы. Очень важны открытость, безоценочный подход, готовность выслушать. Если вы заняты и не можете отвлечься, назначьте время для разговор.

    Посмотрите на ситуацию с разных сторон
    Поговорите с друзьями о том, как они общаются со своими детьми-подростками. Вы увидите ситуацию с других ракурсов и поймете, какой подход вам ближе.

    Попросите прощения, если ошиблись
    Все делают ошибки, но важно то, как человек их исправляет. Искренние извинения — лучший способ начать восстанавливать отношения после утраты доверия.

    Примите их самостоятельность
    Все подростки стремятся стать более независимыми. Желание ломать рамки, ощущение, что твое развитие сдерживают, не так сильны, если веришь, что сам отвечаешь за свою жизнь и можешь принимать решения. Естественно, многих родителей эта перспектива беспокоит, но важно отпускать подростка, радоваться его успехам. Время от времени ребенок будет вас разочаровывать, и в таких случаях важно проговаривать это, вместе делая выводы на будущее. Тогда у всех появятся реалистичные ожидания.

    Дайте детям личное пространство
    Все нуждаются в личном пространстве. Для подростка крайне важно иметь право на личную жизнь: установить замок на дверь комнаты, ежедневно рассчитывать на личное время. Избежать конфликтов помогут четко обозначенные, оговоренные и всеми одобренные границы. Некоторые родители, тревожась за состояние подростка, вторгаются в его личную жизнь (например, читают СМС в телефоне). Такие действия разрушают доверие и отношения в целом. Беспорядок в комнате подростка иногда очень раздражает родителей, но это его личное пространство, которое важно уважать.
     

    Не критикуйте
    Призываю всех родителей быть бдительными с коварной привычкой критиковать и отзываться с сарказмом и пренебрежением. Следите за своим поведением, чтобы невзначай не посмеяться над своими детьми. Предоставляйте им свободу действий, когда они пытаются освоить новые навыки, даже если это означает, что они допустят несколько ошибок. Старайтесь не навешивать ярлыки и не давать нелестных характеристик.
    Некоторые дети могут быть довольно толстокожими, но всё же они сделаны не из чугуна. Дети составляют мнение о своей личности со слов родителей и, как правило, верят тому, что те говорят. Если же родители унижают детей шуточками, придирками и чрезмерным вмешательством, дети перестают им доверять. Без
    доверия нет близости, а значит, дети оспаривают советы и совместное решение проблем становится невозможным.

    Проявляйте сочувствие
    Когда родители сочувствуют своим детям и помогают справиться с негативными чувствами, такими как гнев, печаль и страх, они создают взаимное доверие и привязанность. Уступчивость, послушание и ответственность рождаются из чувства любви и связи, которую дети ощущают со своими семьями. Когда вы открываете сердце и чувствуете то же, что ваш ребенок, вы испытываете эмпатию, которая служит основой эмоционального воспитания. Если сможете разделить эмоцию со своим ребенком, несмотря на трудные или неудобные ощущения, то вам откроется возможность сделать и следующий шаг — использовать эмоциональный момент, чтобы установить доверие и предложить ему свое руководящее участие.

    Задавайте правильные вопросы
    Желательно избегать вопросов, на которые вы уже знаете ответ. Так, вопросы «Во сколько ты пришла домой прошлым вечером?» или «Кто сломал лампу?» задают тон недоверия и провоцируют ребенка на ложь. Разговор лучше начать с прямого наблюдения, например: «Ты сломала лампу, и я очень расстроен» или «Вчера ты вернулась после часа ночи, я считаю, что это неприемлемо».

    Будьте честны
    Кажется, что у большинства детей есть шестое чувство, когда их родители, особенно отцы, говорят им правду. Поэтому эмоциональное воспитание должно быть чем-то бóльшим, чем механическое произнесение фраз: «Я понимаю» или «Меня это тоже свело бы с ума». Правильные слова не сблизят вас с ребенком, если они не идут от сердца. Более того, жульничество может стать причиной утраты доверия и вбить клин в ваши отношения. Так что, прежде чем что-то сказать, удостоверьтесь, что вы действительно понимаете своего ребенка. Если вы не уверены, то просто говорите то, что видите и слышите. Задайте ребенку несколько вопросов, старайтесь держать линию связи открытой и ни в коем случае не фальшивьте.

    Подарите детям ощущение безопасности в семье
    Когда ребенок чувствует, что окружающие его видят и всецело принимают, ему легко ощутить себя любимым и защищенным. Наверняка вам приходилось видеть, как малыши на детской площадке убегают посмотреть что-то новое, но оборачиваются, чтобы проверить, не ушли ли взрослые, и при этом верят, что не ушли. Именно такое ощущение безопасности — в психологии оно называется надежной привязанностью — лежит в основе способности любого ребенка смело шагать вперед в неизведанный мир. Благодаря надежной привязанности эмоциональная жизнь ребенка вплоть до подросткового возраста будет стабильнее, а это скажется и на взаимоотношениях во взрослом возрасте.

    Обнимайте детей
    Прикосновение само по себе исцеляет. Исследования доказывают, что дети, которых обнимают и ласкают, растут более здоровыми и спокойными, чем те, кто лишен нежных прикосновений. Убедитесь, что ваш день наполнен объятиями.

    Важные телефоны:

    ВСЕРОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ:

    8-800-2000-122;

    ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ В ОРЕНБУРГЕ

    76-26-86 (круглосуточно)

    78-38-32

    экстренная психологическая помощь по телефону

    анонимно

    бесплатно

    профессионально

    - Сюда обращаются люди, когда в их жизни возникают проблемы, переживания, боль, страх, одиночество, отчаяние. Проблемы бывают в жизни каждого человека. Но не всегда есть рядом тот, с кем можно поделиться своим состоянием, переживаниями, с кем можно обсудить варианты решения проблем. Часто, эта возможность общения, жизненно необходима человеку. Для этого и существует Телефон Доверия.

    - Сюда  звонят дети и подростки, когда в их жизни возникают: родительско - детские конфликты, конфликты в семье между родителями, школьно-учебные проблемы,  переживание чувств любви и дружбы, вопросы о смысле жизни и смерти, страхи и необычное поведение, мысли о самоубийстве, ситуации насилия и др.

    - Родители звонят по вопросам взаимоотношений с детьми, при столкновении с их асоциальным поведением и употреблением разрушающих веществ и т.д.

    Счастья и благополучия Вашим семьям!

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie